В Беларуси традиционно
существуют христианские (православие,
католичество,
старообрядчество,
протестантизм)
и нехристианские (ислам,
иудаизм)
конфессии.
Девяностые годы ХХ столетия в
Беларуси были отмечены бурными, сложными
и противоречивыми процессами. Среди них
следует выделить процесс религиозного
возрождения. Многие люди начали искать
для себя новые нравственные ценности.
К 2001 году в республике официально
действуют 26 религиозных конфессий. По
сравнению с 1998 годом увеличилось
количество религиозных общин: с 800 в 1989 г.
до 2748 в октябре 2001 г., т.е. более чем в 3,3
раза.
Сегодня в республике также функционирует
138 религиозных организации, имеющих
общеконфессиональное значение (религиозные
объединения, монастыри, братства,
сестричества, миссионерские общества,
духовные учебные заведения).
Православие является древнейшей
христианской конфессией на белорусских
землях. Оно пришло сюда в конце Х в. со
становлением Полоцкой епископской
кафедры (992 г.). В начале второго
тысячелетия определились основные сферы
деятельности православной церкви,
возникло церковное землевладение,
сформировалась епархиальная структура.
Полоцкая, Туровская и другие епархии, в
состав которых в разные времена входили
белорусские земли, были подчинены
Киевской митрополии, которая до середины
XV в. сохраняла относительное единство. В
1472 г. православная церковь Великого
Княжества Литовского и Польши получила
каноническое признание
Константинопольского патриарха.
В конце XIII - середине XVI веков на
территории Беларуси основано около 40
православных монастырей, некоторые из
них стали центрами церковно-религиозной
жизни, образования, иконописи. После
заключения Брестской церковной унии (1596 г.)
православная церковь на белорусских
землях оказалась в трудном положении.
Затем вальный сейм Речи Посполитой 1632 г. и
привилеи короля Владислава IV
санкционировали официальное
возобновление деятельности православной
белорусско-украинской духовной иерархии.
Были созданы православные епархии с
центрами в Луцке, Перемышле, Львове и
Могилеве. Последняя с середины XVII в. часто
называлась Белорусской и к началу XVIII в.
осталась единственной православной
епархией в Речи Посполитой.
После присоединения белорусских земель к
Российской империи в отношении
православной церкви начинают
действовать общероссийские законы. В
начале ХХ в. в Беларуси было 5
православных епархий: Гродненская,
Минская, Могилевская, Литовская (охватывала
Виленскую и Ковенскую губернии), Полоцкая.
В 1914 г. имелось 3552 церкви, 470 каплиц, 21
мужской и 14 женских монастырей.
Установление Советской власти
значительно ослабило роль православной
церкви в обществе. Декретом "Об
отделении церкви от государства и школы
от церкви" (23.01.1918) религиозные
организации превращались в частные
общины верующих, существующие
исключительно на свои средства. В 1930-е
годы православное духовенство Беларуси,
как и духовенство других конфессий,
подверглось репрессиям. Закрывались
храмы; священники, обвиненные в
антисоветской деятельности, высылались в
Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места.
На территории Западной Беларуси до 1939 г.
действовала Польская автокефальная
православная церковь.
Активизация церковно-религиозной жизни,
которая наблюдалась в годы Великой
Отечественной войны, сменилась в 50-60-е
годы новой волной наступления на церковь.
И только с конца 80-х годов началось новое
религиозное возрождение. В 1989 г. создан
Экзархат Белорусской православной
церкви Московского патриархата.
Образовано 10 епархий.
В настоящее время Белорусская
православная церковь объединяет 1209
приходов. В ее состав входят 10 епархий, 5
мужских и 9 женских монастырей. Действует
более 980 православных храмов, еще 135
находятся в стадии строительства.
Белорусская православная церковь
осуществляет огромную работу по духовно-нравственному
возрождению белорусского общества.
Совместно с общественными объединениями
и государственными органами проводится
ряд, ставших уже традиционными,
мероприятий: Свято-Евфросиньевские
педагогические чтения, Международные
Кирилло-Мефодиевские чтения, церковь
участвует в ежегодных Днях белорусской
письменности и печати.
Православная церковь оказывает большую
помощь детским домам, домам для
престарелых и инвалидов, а также
нуждающимся в помощи на дому. Этой
деятельностью занимаются 14 религиозных
братств и 6 сестричеств. При Белорусском
Экзархате создано православное братство
врачей, оно оказывает бесплатную
медицинскую помощь инвалидам и
престарелым. Православное братство при
Витебской епархии занимается духовным
окормлением и реабилитацией лиц,
находящихся в местах заключения.
Римско-католическая церковь -
является второй по количеству верующих
конфессией. Католичество официально
пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г.
привилеем Ягайлы было основано Виленское
бискупство, которое охватывало, наряду с
другими, почти все белорусские земли. С
конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259
парафий (приходов). Возникают первые
католические монашеские ордена:
францисканцев (Лида, Старые Ошмяны, Пинск),
августинцев (Брест, Быстрица),
бернардинцев (Полоцк). В XVI-XVIII веках на
Беларуси действовало 18 мужских и 7
женских католических орденов, среди
которых особо выделялся орден иезуитов.
После присоединения белорусских земель к
Российской империи была создана в 1773 г.
Белорусская католическая епархия с
центром в Могилеве. Католическое
духовенство принимало активное участие в
национально-освободительном движении XIX
в., за что подвергалось репрессиям со
стороны правительства Российской
империи: происходило закрытие
католических костелов и монастырей,
принудительный перевод верующих
католиков в православие, ссылка и
смертная казнь ксендзов-участников
восстаний и т.д.
При Советской власти правовое положение
католической церкви не отличалось от
православной. Католическое духовенство,
как и православное, сильно потерпело от
репрессий. Что касается Западной
Беларуси, находящейся под властью Польши,
здесь положение католической церкви было
иным до 1939 г. В годы Великой Отечественной
войны католическое духовенство
поддерживало Армию Краёву. После войны
более 300 ксендзов, спасаясь от
преследований Советской власти, выехало
в Польшу.
В конце 1980-х годов началось каноническое
оформление католической церкви в
Беларуси. В 1989 г. была образована
Белорусская католическая епархия. В 1991 г.
на территории Беларуси созданы 3 римско-католические
епархии: Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская.
В настоящее время римско-католическая
церковь объединяет 433 общины. В
республике действуют 4 римско-католические
епархии и Конференция католических
епископов., 7 женских монастырей. Кроме
того, работают две высшие католические
духовные семинарии. На территории
Беларуси имеется 340 действующих костелов
и еще 36 костелов строится. При костелах
работают 300 воскресных школ.
Католическая церковь активно занимается
благотворительностью. Важную роль в этом
играет организация "Каритас",
отделения которой открыты во всех
епархиях. Они действуют по специальным
программам: проект "Дети", проект "Рождественские
каникулы", проект "Неделя милосердия"
и т.д.
Протестантизм со второй половины XVI в.
играл своеобразную роль в политической,
церковно-религиозной и культурной жизни
Беларуси. Разнообразие социальных сил,
втянутых в Реформацию, и их политических
целей обусловили различные
реформационные движения в Великом
Княжестве Литовском - кальвинизм,
лютеранство, антитринитаризм. На
территории Беларуси первые
реформационные общины появились в Бресте,
Несвиже, Клецке, Заславле, Минске, Полоцке.
К середине XVII в. было создано около 85
кальвинистских, 7 арианских, несколько
лютеранских общин. После присоединения
Беларуси к Российской империи положение
протестантской церкви мало изменилось.
Кальвинисты объединялись вокруг
Виленского евангелико-реформатского
Синода (до 1840 г. - Литовский), лютеране-Курляндской
евангелико-лютеранской консистории. С
конца XIX в. в Беларуси распространяется
протестантское сектантство: баптизм,
штундизм, евангеличное христианство,
адвентизм 7-го дня и т.д.
Протестантизм в республике на
сегодняшний день представлен 15
направлениями, которые объединяют 977
религиозных общин. Среди них наиболее
многочисленными являются христиане веры
евангельской и евангельские христиане-баптисты.
Старообрядчество. Первые сведения о
старообрядцах в Беларуси относятся ко
второй половине XVII в. Бежавшие из России
старообрядцы основали в 1685 г.
старообрядческую слободку в Ветке,
которая вскоре становится центром
старообрядчества поповского (беглопоповского)
направления. В 1764 г. Ветка была разорена и
эта ее роль перешла к Стародубью.
Беспоповское направление в Беларуси было
представлено 3 толками: поморским,
федосеевским и филиппоновским. В
советский период старообрядчество в
Беларуси претерпевает существенные
изменения: сокращается количество общин,
наблюдается отток верующих, происходит
стирание различий между
старообрядческими толками и
направлениями. Старообрядчество
утрачивает свою традиционную
оппозиционность. В последние годы
наблюдается некоторая активность
старообрядцев.
В настоящее время в республике имеется
старообрядческое Древлеправославное
религиозное объединение, в которое
входят 27 общин поморского толка и 10
старообрядческих общин разных толков,
действующих автономно.
Ислам в Беларуси исповедует
татарское население. Проникновение татар-мусульман
на территорию Беларуси началось в конце
XIV в., когда великий князь Великого
Княжества Литовского Витовт пригласил их
на военную службу. Тогда же появляются и
первые мечети. Татары в Беларуси
придерживаются главным образом ислама
суннитского направления. В 1591 г. в Речи
Посполитой проживало около 100 тысяч татар,
действовало около 400 мечетей. К началу XVIII
в. количество татар-мусульман в
результате процесса ассимиляции
сократилось до 30 тысяч. Согласно переписи
1897 г. в Беларуси проживало около 9,6 тысяч
мусульман. После 1917 г. и советско-польской
войны большинство татар оказалось на
территории Западной Беларуси. В 1925 г. в
Вильне они образовали Муфтиат и объявили
автокефалию. После Великой Отечественной
войны советские власти начали закрывать
мечети. Осталась действующей только одна
мечеть - в Ивье. С конца 1980-х годов
наблюдается оживление религиозной и
общественно-культурной жизни татар-мусульман.
В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат
Республики Беларусь.
Сегодня в республике зарегистрировано 27
мусульманских общин и одно мусульманское
религиозное объединение.
Иудаизм - национальная религия евреев,
которые обосновались в Беларуси в XIV в.
Первые сведения о поселении евреев - это
акты о привилеях 1388-1389 гг. великого князя
Витовта, данные 5 еврейским общинам: в
Троках, Бресте, Гродно, Луцке, Владимиро-Волынском.
Культ и обрядность белорусских евреев
мало чем отличается от того культа,
который присущ евреям других стран.
Культовыми центрами иудеев являются
синагоги и молитвенные дома. По законам
Российской империи молитвенные дома
разрешалось открывать на каждые 30
еврейских домов, синагоги - на 80 за счет
верующих. С XVI в. в Беларуси известны
религиозные еврейские учебные
учреждения - иешиботы (древнейшее в
Бресте). В XVIII в. на территорию Беларуси
проникает мистическое религиозное
течение - хасидизм, принявшее здесь
самобытную форму - хабад. Примирение
между хасидами и сторонниками
ортодоксального раввинизма в XIX в.
объясняется вмешательством властей и
необходимостью объединения сил против
нового течения - госкалах (движение
еврейской образованной части населения
за светскость образования, против
традиционной, "архаичной" религии и
языка). После 1917 года роль иудаизма в
жизни белорусских евреев значительно
уменьшилась. Иешиботы и хедеры (начальные
религиозные школы) прекратили свою
деятельность, синагоги и молитвенные
дома закрывались. Возрождение
религиозной жизни началось с конца 1980-х
годов.
В настоящее время в Беларуси действуют 24
иудейские общины и 2 религиозных
объединения.
|